Местное отделение Всероссийской политической Партии "Единая Россия" Зеленоградского административного округа города Москвы

Любовь Духанина: «Во мне всегда остается желание быть полезной другим»

Депутат Государственной Думы, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, доктор педагогических наук Любовь Николаевна Духанина дала интервью заместителю руководителя исполкома местного отделения Партии «Единая Россия» ЮАО г. Москвы по агитации и пропаганде Анастасии Федуловой
– Любовь Николаевна, с какими вопросами к Вам чаще приходят граждане?  
Как правило, люди обращаются к депутатам Госдумы в тех случаях, когда они не находят помощи в других инстанциях. По-прежнему есть вопросы улучшения жилищных условий: медленно двигается очередь. Иногда обращаются по поводу несправедливых, с точки зрения жителей, решений правоохранительных органов. Есть вопросы и по земельным спорам. Чаще они связаны не с территорией Южного округа, а с земельными участками Подмосковья. 
– Удается помогать? Поступают какие-то необычные предложения от граждан? 
Решение любого вопроса требует времени и усилий как от нас, так и от самого заявителя. Но всегда приятно, когда мы всё-таки добиваемся результата. Достаточно успешно удаётся решать вопросы капитального и текущего ремонта, благоустройства дворовых территорий. У нас с избирателями уже сложилась настоящая команда по улучшению жизни на территории Москвы.
Нередки случаи, когда на прием приходят люди с желанием сделать достаточно серьезный вклад в систему образования, здравоохранения, появляются предложения по проведению научных исследований. Одна женщина предложила изучить вопрос влияния прохождения УЗИ при беременности на состояние здоровья будущего ребенка: ведь многие опасаются, что частое прохождение процедуры негативно влияет на процесс развития малыша. Или недавно на приеме мы обсуждали вопросы, связанные с математическими преобразованиями. Люди приходят не только для обсуждения проблем: у многих за спиной серьезные научные достижения, высокий уровень научного и общественного признания, и они хотят использовать это на благо города. Поступило предложение пополнить коллекцию Московского архива фотографиями, иллюстрирующими деятельность предприятия автомобильной отрасли на территории Москвы в советский период. Сейчас мы вместе с Мосархивом изучаем материалы, выбираем те, которые предложили жители Южного округа для включения их в число экспонатов музея.
– Ваша биография полностью связана с образованием, даже в Госдуме Вы являетесь заместителем председателя комитета по образованию и науке. Какие Ваши законодательные инициативы были воплощены в жизнь?
Уже принята поправка в закон об образовании, который выравнивает права при поступлении в высшие учебные заведения детей с особенностями здоровья наравне с другими ребятами. В России выпускник школы имеет право подать документы в пять университетов — а дети-инвалиды до недавнего времени имели право подать документы только в один вуз. Мы также ведём активную работу над введением квоты для поступления детей-инвалидов в техникумы, колледжи. Ведь зачисление на среднее профессиональное образование сегодня уже идет на конкурсной основе, оно не является общедоступным. А профессии, которые ребята получают в техникумах и колледжах, всё чаще дают в жизни более высокий экономический эффект, чем вуз. Конкурс в СПО растет: в прошлом году 56% выпускников девятых классов в целом по России пошли не в 10 класс, а получать свою первую профессию. Конкуренция при поступлении возрастает, и в этой ситуации необходимо защитить права детей-инвалидов. Также поправкой в закон удалось закрепить обязанность муниципалитета, где проживает ребёнок, доставлять его в школу, если эта школа находится на территории другого муниципалитета. Это очень важно для сельской местности, где часто в населённых пунктах своих школ уже не осталось, а власть спорит, кто отвечает за организацию транспорта...
Активно работаем над законодательным закреплением практико-ориентированных кафедр на предприятиях для обучения студентов. Это позволит заканчивать университет, имея не только теоретические знания, но и достаточные практические навыки.  Продолжается работа над моделями финансирования системы образования, чтобы мы смогли обеспечить справедливое распределение бюджетных средств на каждого ребёнка. Особенно это актуально для дотационных регионов. Активно продолжаем работу над допуском к преподаванию в университете практиков, которые не имеют педагогического образования, но являются выдающимися учеными, лидерами отраслей. Сегодня законодательство выстроено таким образом, что, не имея второго педагогического образования, они не могут этого делать, не могут передать молодежи современный практический опыт. 
– У Вас большой опыт общественной работы: это и Общественная палата РФ с 2006 года, и ОНФ, и еще многое другое. Расскажите о деятельности в этих организациях, о главных достижениях. 
– Общественные организации с каждым годом становятся все более значимыми. Как член Центрального штаба Общероссийского народного фронта я возглавляю проект «Равные возможности — детям», в рамках которого волонтёрами открыто более 800 кружков и секций в различных регионах нашей страны. Школьники в них занимаются совершенно бесплатно. Наши образовательные волонтеры — это неравнодушные люди, которые дарят детям свои знания, свои умения, помогают в реабилитации детям-инвалидам, сиротам — в социализации... 60 кружков — это занятия для детей с особенностями здоровья. Для них открыть кружки сложнее, это маленькие по составу группы, часто требуется оборудование, например, для робототехники, для ездового спорта... но, когда люди объединяются, всё становится возможным.  
– Вы являетесь Председателем общественного совета партийного проекта «Московская смена». Оцените эффективность проекта. 
– «Московская смена» — один  из любимых проектов, он очень результативный. Когда три года назад мы запустили пилот, многие скептики говорили о том, что это будет одноразовый сюжет, и скорее всего это не будет повторяться. Поэтому я особенно благодарна Правительству Москвы, Мэру Москвы Сергею Собянину за то, что это стало постоянно действующим форматом городского отдыха для московских детей. Из года в год все большее количество разнообразных программ реализуется для ребят, очень приятно, что есть возможность бесплатно посещать музеи, спортивные комплексы. Дети узнают Москву значительно благодаря «Московской смене»: во время учебного года не всегда хватает времени на то, чтобы получить больше информации о городе, познакомиться с его культурной жизнью. Летом это гораздо удобнее. 
– Также в МИФИ Вы заведуете кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования. Как получается совмещать работу с депутатской занятостью?
- Для меня кафедра в МИФИ — это возможность сохранять и развивать свой профессиональный уровень в системе образования. Мы создали сетевую школу МИФИ, через которую ежегодно проходят десятки тысяч людей. Тематики обучения самые разные — от нормативных документов в образовании до технологий цифровой экономики. 
– Интересный факт — по основному образованию Вы инженер-математик, но при этом кандидат исторических наук и доктор педагогических наук. Как так вышло? 
- В школе и в вузовский период я активно занималась общественной деятельностью и, заканчивая МИФИ, уже была вторым секретарем Красногвардейского райкома комсомола. Мне очень нравилась возможность через общественную организацию реализовывать крупные проекты. Это, например, создание молодежного жилищного комплекса «Сабурово»: через проект нам удалось поддержать большое количество молодых семей, они смогли получить квартиры, заплатив за них своим трудом. Именно в этот период я защищала диссертацию. В нашей стране ещё не было дисциплины «политология», поэтому мне присвоили звание кандидата исторических наук.
Затем мне стало интересным создание собственной частной школы, появилась школа «Наследник». Сегодня ей 25 лет, это одна из первых частных школ в России, школа, которая всегда находится на верхних ступенях рейтинга. Создание школы — это очень серьезный процесс, в первую очередь он связан с тем, какую ты заявляешь педагогическую идею, на каких научных основаниях. И мы создали концепцию развития одаренных детей — сегодня эта концепция утверждена как государственная программа. Работая по этому направлению, конечно, постаралась закрепить свои наработки в виде диссертации. Поэтому и доктор педагогических наук. Эксперты говорят о том, что сегодня человек меняет 3-4 раза профессию, а будет менять 6-8 раз. И каждый раз тебе хочется состоятся в профессии, и эту ситуацию успеха пытаешься чем-то закрепить. Лучше, когда человеку это удается закрепить в рамках государственных норм, шкал, которые фиксируют твой статус. 
– Расскажите о своих хобби, находится на них время? Я знаю, например, о фарфоровых куклах...
Я действительно увлекаюсь играми, одно из моих хобби – игропедагогика. У меня появился интерес к кукле как партнеру по развитию ребенка: ведь очень многие вещи ребенок в своей жизни осваивает через куклу, машинки, игру... В момент, когда вся страна думала, как отмечать юбилей Пушкина, мне пришла в голову идея — создать кукольную коллекцию, интерпретацию героев произведений Пушкина. Так родился замысел. Мне хотелось сделать этот проект необычным, он таким и получился. В итоге при участии большого коллектива была создана коллекция фарфоровых кукол, образы которых полностью соответствуют героям литературных произведений классика. Это была непростая работа — мы все перечитывали Пушкина, обсуждали, искали материалы по одежде тех времен, по костюмам.
– А о чем Вы мечтали в детстве? Что-то сбылось или, может, превзошло Ваши ожидания во много раз? 
В детстве мечты меняются по мере того, как ты взрослеешь. Но во мне всегда остается желание быть полезной другим. Сделать что-то, в чем они нуждаются. И я всегда счастлива, когда мне это удается. 
– Любовь Николаевна, что бы  Вам хотелось пожелать нашим читателям в наступившем 2019 году?
– Находить радость в каждом новом дне, знать, что все мы нужны кому-то, и помнить, что это и есть самое главное.